Люди во все времена воспринимали скульптуры как необходимое дополнение для садов и парков. Видимо, есть некая потребность в контрасте между неправильными природными формами и правильными изгибами творений скульпторов и дизайнеров. Фигуры, созданные из различных материалов и установленные на открытом воздухе, известны со времен Древнего Египта и Древнего Китая.
История именно садово-парковой скульптуры всегда была тесно связана с историей скульптуры как вида искусства. Очень часто произведения знаменитых скульпторов выставлялись в садах.
Обелиски
Первые из известных египетских изваяний ставились во дворах храмов. В начале осевых аллей было принято ставить обелиски, а по обеим сторонам аллеи выстраивались сфинксы. В Месопотамии и Греции египетская стилистика не прижилась, а практичные римляне нашли египетским обелискам, изначально символизировавшим солнце, более приземленное применение – в качестве цирковых поворотных столбов. В эпоху барокко обелисками украшались некоторые площади – здесь они смогли выполнять старинное предназначение, то есть служить стрелками солнечных часов. Также иногда их ставили на крышах как угловые украшения.
Сфинксы
Сфинксы в Древнем Риме приобрели более широкую популярность – именно как оригинальные украшения для садов. Однако, последующие эпохи их надолго забыли, пока Наполеон не совершил свой знаменитый египетский поход. После этого они снова вошли в моду, и начали повсеместно встречаться как деталь архитектуры и как декоративные украшения предметов мебели. Стоит ли упоминать, какую популярность снискали каменные сфинксы в Петербурге 18 века?
А вот малоизвестный факт – именно сфинксы стали прародителями всех садовых фигур, имеющих форму мифических и реальных животных. Это и античные львы, и особый вид львов – так называемые «хранители врат», и кентавры, и грифоны, и знаменитые гаргульи.
Статуи
В Древней Греции между произведением искусства и фигурой для сада не было особых различий, скорее наоборот – для украшения ландшафтов старались использовать лучшие произведения скульпторов, по каким-то причинам не пригодные для установки в храмах. Очень много фигур производилось с узкоспециализированным назначением – для фонтанов.
Античная эпоха породила три оригинальных типа скульптур: колоссы, гермы и атланты. Колоссальные статуи имели религиозное и политическое значение, и, хотя целиком ни один колосс не сохранился, мотивы гигантизма можно проследить в разных эпохах, но прежде всего он характерен для времен империй. Гермами назывались деревянные столбы, верхняя часть которых представляла собой человеческую фигур. Исследователи предполагают, что в античности гермы играли роль икон, но в появлением христианства были постепенно вытеснены настоящими иконами и сегодня о слабым напоминанием о них можно назвать разве что распятие. И, наконец, атланты – всем известные статуи, как правило антропоморфные, «поддерживающие» балконы или прочие архитектурные элементы.
Однако, в современном мире более популярны незамысловатые садовые фигурки животных, птиц и сказочных персонажей. Их охотно устанавливают в садах в качестве украшений. Купить или заказать фигурки для сада можно и у нас, в «Фитокерамике».
В компании «Фитокерамика» качественные цветочные горшки купить можно без проблем: у нас всегда в наличии богатый ассортимент, а цены вам, несомненно, понравятся!